Nurul Wirda

Semerbak Mawar yang dengan senang hati memancarkan Cahayanya

Экскурсия в музей Льва Толстого в Туле

Tinggalkan komentar


Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу…
Вечер. А. Фет
Ясная
Я приехала в Ясную поляну уже днем, ближе к четырем часам, чтобы не попадать в дневную жару и остаться там допоздна. Мне хотелось застать там все: здания, сад, природу тех мест, в лучах заходящего солнца. Сразу удивило количество машин на огромной парковке. Свободных мест уже не было. “Неужели все в Ясную поляну?”. Я спросила где вход, поскольку его трудно было определить сразу. Слишком много всего было вокруг. Мне указали. Вход представлял из себя две большие колонны, отстоящие довольно далеко друг от друга, которые называют башнями, а точнее въездными башнями. От них начиналась широкая дорога в тени огромных деревьев. Я подошла к кассе – тут же сбоку у входа и вдруг неприятность: билетов нет. Точнее билет на посещение усадьбы – пожалуйста, а вот внутрь дома “попасть не получится” – сказала мне нервно кассир. – Почему? – У нас только экскурсии. Билеты Продаются до 15-30. Все экскурсии уже распроданы и укомплектованы. – А без экскурсии можно? – Без нельзя. – Почему же ? – В доме все комнаты открыты, много смежных, без экскурсии не пускаем. – Странно, – посетовала я, – везде без экскурсии можно, а у тут нельзя. Значит, я сам, одна не могу посмотреть ? – Нет, не можете… – Что же, нет, так нет.. – ответила я больше самому себе, чем ей и отошла в смятении и с чувством досады. Досада была в первую очередь на себя: сам же виноват, мог приехать раньше. Смятение же от холодности и неожиданной резкости тона кассирши. Мне казалось здесь все должно быть озарено духом любви и добра. Оказывается, не все. Я помрачнела. “Чтобы сказал на это Лев Николаевич?” – подумалось мне. Пожав плечами и отойдя от кассы, я стала осматриваться.
Главный въезд, прежде для карет и тарантасов, а сейчас для организованных групп туристов представляет собой широкую насыпную дорогу, уходящую вглубь усадьбы. По бокам ее высажены когда-то давно стройные и милые, а теперь совсем огромные, мощные и от этой своей силы по-особенному красивые березы, превращающие въездную дорогу в живописнейшую аллею. Уходит она плавно вверх, медленно, с поворотом на большой холм, где должно быть все и расположено. Но отсюда, снизу, от въездных столбов ничего пока еще не видно. Сразу слева мы видим большой пруд, который так и называется ”Большой пруд”, с огромными ивами по берегу, темной водой и многочисленными кругами от маленьких рыб. К нему с одной стороны примыкает деревенька, уже более похожая теперь на обычный дачный поселок. “Видимо, это та самая яснополянская деревня дети которой составляли основу школы Толстого, а это пруд, в котором он с ними купался” – подумалось мне.

Я пошла вверх по этой дороге, “прешпекту”, как называли его Толстые между собой. Пройдя большой пруд и потом еще один, крошечный прямо в лесу, я встретила совсем немного человек. Мне вспомнилась занятая машинами и туристическими автобусами парковка и я подумала, что, по-видимому, размеры имения таковы, что все эти посетители растворились в нем. И все же, мне захотелось свернуть с главной дороги, от сторонних глаз.  Не хотелось идти протоптанной, экскурсионной тропой. Слева, по пути к дому, открывался большой, уходящий вдаль луг, справа продолжался лес или заросший парк. Я сошла с дороги в парк и тут же увидел еще один прекрасный, раскидистый пруд. Он весь находился в окружении огромных, красивых деревьев, был затенен и от этого темен. Тут же, на воде у берега стояла красивая плетеная купальня с высокими стенами из ореховых прутьев. Тишина, сладкий воздух, большие деревья, гладь лесного пруда и эта старая купальня так подействовали на меня, что все смятение и вся досада, сидевшие во мне – все это тут же исчезло. Эта удивительная сила природы, которая не только в ее красоте, но и в энергии, передаваемой от каждой травинки, куста, дерева взбудоражили, наполнили меня и мне тут же захотелось откликнуться ей. Мне захотелось искупаться, прямо сейчас в пруду: нырнуть, почувствовать его прохладу, набрать в рот воды и выплюнуть ее обратно, ощутить ее запах. Но я удержался. На противоположном от меня берегу высоком и солнечном несколько молодых людей лежали на траве. Сзади кто-то приближался со стороны аллеи. Мне подумалось, что я могу нарушить их покой, смутить своей неожиданной выходкой. “Может быть придет администрация, охрана, будет сцена” –  и я отложил эту идею на потом. На вечер.  “Вообще, надо бы прежде осмотреть все пруды, которые тут есть.” – сказала я себе.

На той стороне пруда, где на травке расположилась молодежь, виднелась узкая дорожка. Я решила пойти по ней. Эти обходные тропинки среди деревьев и прудов должно быть были особенными, протоптанными ногами обитателей Ясной Поляны. Хотелось пройтись по ним, представив как тут ходили Толстые и насладиться видами, которые открывались им. Выйдя на дорожку, укутанную старым орешником и сиренью, которые иногда сплетали целую арку надо головой, я дошла до дома Толстых.
Тут у дома, как и предполагалось, людей было заметно больше. Какая-то китайская делегация во дворе перед входом надевала большие коричневые бахилы на ноги. Взрослые китайцы как дети смеялись и возбужденно и щебетали, рассматривая свои маленькие ноги в огромных, многоразовых бахилах и фотографировались. Я сразу же обратила внимание на знаменитую веранду, которую видела на старых фотографиях и видео. Незабываемые стенки веранды с вырезанными в ней лошадками и петухами, были точно такими же как и 100 лет назад. На веранде суетились какие-то люди, переговариваясь и фотографируя что-то. Я зашла на нее. Мне захотелось очутиться там, где сидела Лев Николаевич, прикоснуться к истории. Интересно было и узнать что же там происходило. По центру веранды стоял большой деревянный стол. Все внимание собравшихся было обращено на него. На нем лежала белая скатерть. Посередине его сервировал красивый сладкий пирог на большом круглом блюде. Красивые старинные чашки с блюдцами и вазочки, полные варенья, в большом количестве стояли по всему периметру стола. То там, то здесь встречались милые букетики из трав, ягод на ветке и полевых цветов. Массивные деревянные стулья с высокими спинками симметрично стояли со всех сторон, ожидая когда на них сядут. Казалось, это была реставрация летнего чаепития семейства Толстых на летней веранде, но с настоящими пирогом, вареньями и цветами, отчего вся эта композиция становилась удивительно трогательной и живой.

Я заметила как невысокая полная дама в углу веранды наливала воду во что-то из большого и старого на первый взгляд самовара.
– Скажите, это композиция или сейчас здесь будет чаепитие? – спросила я, подойдя к ней.
– А Вы кто ? – резко ответила она вопросом на вопрос, повернув ко мне свое крупное лицо.
– Я.. я просто зашла. – сказала я спокойно.
– Не из делегации ?
– Нет.
Я заметила, что самовар оказался электрическим, но прекрасно исполненным “под-старину”. Виднелись провода, уходящие в розетку.
– Выйдете отсюда. Здесь не положено! – быстро и недружелюбно проговорило лицо.
– Было открыто, я и зашла – удивился я – А что, собственно, тут..?
– Тут прием делегации! – И далее она произнесла непонятные слова, что-то вроде “делегации кураторов межотраслевого совета”.
– Хорошо, не переживайте, я за стол не сяду – ответила я холодно и, повернувшись, демонстративно пошла не к выходу, а к столу, для того, чтобы показать: я конечно уйду, но не так поспешно, как вы хотите. Я встала у стола.
“Зачем же так вести себя? – крутилось у меня в голове. – Так волноваться и разговаривать со мной? Чем я хуже этих людей, стоящих тут возле меня? Вот они, такие же люди как и я..”, – всматривался я в их лица. “Может быть, даже половина из них знает и любит Толстого в половину меньше чем я. А то и вовсе не любят его! “Кураторы”… Почему же тогда им можно тут находится и более того, сесть сейчас за Его стол, а мне нет? По-видимому, потому, что людям важнее, какие-то другие, непонятные мне до сих пор вещи: статус, принадлежность к группе, к “делегации”, чем любовь к Толстому, уважение.” У меня сжалось сердце.
Я неспешно сошла с террасы. Рядом мне встретились две говорившие друг с другом женщины. По их виду, выражению лица, мне показалось, что они, возможно, работники музея. Я подошла к ним.
– Извините, можно вас на секунду прервать? – спросила я решительно.
– Да. Что вам ? – ответила одна из них, оторвавшись от разговора и поглядев на меня с удивлением.
– Вы ведь работаете здесь ?
– Да.
– Скажите, я вот приехала издалека и получается не попадаю в дом Толстого потому, что посещение только по экскурсиям. А они все уже проданы, как мне сказали, до 15:30. Как мне быть? Я бы хотела попасть во внутрь. Это возможно ?
– Нет, вам правильно сказали. Экскурсии продаются до 15:30. Более того, у нас число мест в экскурсиях ограничено и они все раскупаются заранее. Так что вы могли и утром не попасть. Покупать надо заранее.
– А одна я могу пройти?
– Нет, я же сказала, у нас только группами.
– Но это ведь неправильно!? – проговорила я удивленно, – Смотрите, мне сказали на кассе, что группами пускают из-за того, что в доме все открыто, много смежных комнат. Но ведь за группой сложнее уследить, чем за одним человеком. Толпа же. В чем тогда логика ?
– Логика в том, – спокойно ответила мне дама, – что сейчас сезон, очень много людей и необходимо ограничивать число посетителей. Экспонаты настоящие, старые, так сказать, здание тоже старое, может и не выдержать.
– Но вот в Москве я много раз была в музее Толстого в Хамовниках – там все тоже самое: дом, сезон, люди, но есть и экскурсии и отдельное посещение, и одно другому не мешает!
– У нас есть распоряжение министерства культуры, внутренние нормативы, гост’ы – стала казенно выговаривать она – мы работаем согласно их.
– Что же, печально. – выдохнула я, осознав непобедимую силу гост’ов, нормативов и распоряжений министерства культуры и не желая всего этого далее касаться. – Cпасибо и на этом разговоре!
– Спасибо, приходите завтра. – ответила она сухим, ровным тоном.
Я отошла.

Penulis: nurulwirda

Light of the Mind, Star of felicity, Matchless Pearl, Rose of colored Glass, Diamond Envy, Increaser of Joy. с удовольствием, Нюра

Tinggalkan Balasan

